Детро́йт (англ. Detroit, от фр. détroit (произн. дэтруа́ — пролив) — город на севере США, в штате Мичиган. Расположен в юго-западном углу штата, на реке Детройт, на границе с Канадой.
Основан 24 июля 1701 г. французским управленцем Антуаном Ломе де ла Монт-Кадиллак как фактория для торговли пушниной с индейцами.
В настоящее время является крупным автопромышленным центром. Население 900 тыс. чел. (2005), с пригородами 4,4 млн чел.
Детройт и его окрестности — один из важнейших центров расселения американцев арабского происхождения. В отделении Университета Штата Мичиган в детройтском пригороде г. Дирборн работает центр по арабо-американоведению. Среди мусульманского населения Соединенных Штатов, да и других любителей восточных сладостей, Детройт — и в особенности Дирборн — славится своей баклавой.
В Детройте расположены штаб-квартира General Motors, Ford Motor Company (в соседнем Дирборне) и одна из двух штаб-квартир DaimlerChrysler в Аубурн-Хиллс (другая находится в немецком Штутгарте)
Название город получил от реки Детройт (фр. le détroit du Lac Érie), которое означает пролив озера Эри, соединяющий озеро Гурон с озером Эри. В XVII-XVIII вв. под проливом понимали не только нынешнюю реку Детройт, но и озеро Сен-Клер и одноименную реку. Путешествуя вверх по реке Детройт на корабле Ла Саля, католический священник Луи Хеннепин отметил, что северный берег идеально подходит для поселения. Здесь в 1701 г. Антуан Ломе де Ла Мот-Кадийяк (фр. Antoine Laumet de La Mothe, sieur de Cadillac) с группой из 51 франко-канадца основал форт Детройт (фр. Ponchartrain du Detroit).
К 1765 г. белое население Детройта составляло 800 человек, что ставило его в один ряд с крупнейшими французскими поселениями в Америке того времени, Монреалем и Сент-Луисом. Однако в 1760 г. и Монреаль, и Детройт были сданы англичанам и стали частью британской колониальной империи. Сделавшись хозяевами, англичане сократили наименование форта до Детройта. В 1763 г. форт был подвергнут осаде восставшими индейцами вождя Понтиака. Будучи вынужденными смягчить свою политику на оккупированных территориях, британское правительство в том же году запретило английским колонистам основывать новые поселения к западу от гор Аппалачи, что, в свою очередь, вызвало недовольство многочисленного населения собственно британских колоний и стало одной из причин американской революции. После революции Детройт еще долго оставался канадским городком и перешел к США только в 1796 г. В 1805 г. большая часть Детройта сгорела при пожаре.
С 1805 по 1847 гг. Детройт являлся столицей территории, а затем нового штата Мичиган. В это время его население сильно увеличилось. В 1812 г. он был вновь занят англичанами во время англо-американской войны (1812—1814 гг.), через год отбит американцами и получил статус города в 1815 г.
Накануне гражданской войны Детройт был одним из ключевых пунктов "подземной железной дороги", по которой беглые чернокожие рабы пробирались из США в Канаду. Некоторое время здесь жил будущий президент, а тогда еще лейтенант Улисс Грант, а во время войны многие горожане добровольцами ушли в армию северян. Джордж Армстронг Кастер сформировал из них знаменитую "Мичиганскую бригаду".
Многие здания и особняки города были построены в конце XIX - начале ХХ века, когда для Детройта наступил "позолоченный век". В то время его называли "Парижем Запада" за роскошную архитектуру и бульвар Вашингтона, ярко освещенный лампочками Эдисона. Выгодное расположение на водном пути системы Великих озер сделало город крупным транспортным узлом. Основу городской экономики в середине XIX в. составляло кораблестроение. В конце того же столетия появление автомобилей вдохновило Генри Форда на создание собственной модели и Ford Motor Company (1904 г.). Заводы Форда, Дюрана, братьев Додж (см. Dodge), Паккарда и Крайслера превратили Детройт в автомобильную столицу мира.
Здание компании Кадиллак в Детройте (ок.1910)
В годы "сухого закона" контрабандисты использовали реку для транспортировки спиртных напитков их Канады[8]. В 1930х годах с появлением профсоюзов Детройт стал ареной борьбы профсоюза работников автомобилестроения с работодателями. В ней, в частности, выдвинулись такие лидеры, как Хоффа, Джеймс Риддл. В 1940х через город прошла одна из первых американских скоростных трасс, М-8[9], а благодаря экономическому буму времен Второй мировой войны Детройт получил прозвище "арсенал демократии"[10]. Бурный экономический рост первой половины ХХ века сопровождался наплывом населения из южных штатов (преимущественно чернокожего) и Европы, что привело к расовым волнениям и открытому бунту в 1943 г.[11]
[править] Проблематика города
В 50-х годах XX века Детройт оставался автомобильной столицей США, в ту пору продвигавших на государственном уровне программу дешёвых и общедоступных автомобилей. В Детройте были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы страны (Ford, General Motors, Chrysler), и город переживал бум своего развития — он в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки. Поскольку автомобильным заводам требовались рабочие, и расовая дискриминация ослабла, чёрнокожее население продолжало быстро расти.
Демографически белое население города уже тогда начало убывать, и эта тенденция возрастала с каждым годом, фактически за пару десятилетий сделав Детройт «городом чёрных». Причиной переселения белого населения в пригороды стала неразвитая система общественного транспорта и перенасыщенность города личным транспортом.
Ещё с середины 40-х годов с развитием автоиндустрии в городе появилось большое количество личных автомобилей. Постоянные пробки и нехватка мест для парковки становились всё более острой проблемой. Одновременно пропагандируется необходимость приобретения личного автомобиля, общественный транспорт представляется непрестижным — это «транспорт для бедных». С другой стороны, система общественного транспорта не развивается, ликвидируются трамвайные и троллейбусные линии. Это вынуждает жителей пересесть на дешевеющие автомобили. В результате число автомобилей в городе стремительно растёт, а старая градостроительная структура не удовлетворяет требованиям города автомобилистов. И примерно с середины 50-х годов намечается тенденция переселения обеспеченного, в основном белого, населения в пригороды с более удобной инфраструктурой.
Процент бедного, в основном чёрного, населения Детройта растёт, ухудшается криминогенная ситуация, что ещё больше ускоряет отток горожан. Власти пытаются решить проблему сносом исторических зданий в центре города для строительства стоянок. В то же время в городе растёт напряжённость между чёрным и белым населением, что приводит к выступлениям чернокожих. Во время бунта 23 июля 1967 года было разграблено и сожжено более 2000 зданий. Дело кончилось вводом армейских частей 25 июля, и еще через 48 часов бунт был подавлен. Было убито 43 человека (из них 33 черных), 467 получили ранения. Это ещё больше подстегнуло отъезд белого населения, и процесс упадка некогда процветавшего города стал необратимым.
В 80-х годах начался спад автомобильной промышленности и город постепенно стал приходить в упадок, целые небоскрёбы и деловые районы оказались заброшенными, после нескольких «чёрных бунтов», когда были сожжены десятки домов и совершены сотни грабежей и других преступлений, белое население стало переселяться в другие города.
К началу XXI века в Детройте белое население составляет около 10 процентов, и концентрировано проживает в южной части города, причём большая часть — в пригородах. Там же, на юге Детройта пока ещё сохранились деловые районы, но большая часть города выглядит крайне плачевно. Преступность находится на очень высоком уровне. Даже в центре, просто свернув не на ту улицу, вы вполне рискуете быть ограбленным. Большинство небоскрёбов пустует, богатейшие некогда театры разрушены, элитное жильё брошено. Несколько лет назад началось медленное восстановление города, однако темпы пока весьма низки.