Английский язык Персональный сайт
Учебное планирование Персональный сайтРабочие программы Календарно-тематические планы  



   Английский и немецкий языки

   Персональный сайт

Английский язык. Гимназия Котляренко Галина Матвеевна
главная гимназия новости образования контакты внеурочные мероприятия


ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО, НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ
  КОТЛЯРЕНКО ГАЛИНЫ МАТВЕЕВНЫ


Методическое пособие по теме

"ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ"


Преподавателя английского, немецкого языков Г.М. Котляренко

        Процесс обучения чтению является значительно более сложным процессом, чем просто механический процесс воспроизведения звуков, соотнесенных с определенными графическими символами. При обучении иностранному языку чтение выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации: во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе. Овладение умением читать на иностранном языке, делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
         Основа, этого важного вида деятельности должна быть заложена на начальном этапе обучения, именно здесь необходимо обеспечить достаточный уровень сформированности чтения для его дальнейшего развития и совершенствования на среднем и старших этапах изучения иностранного языка в школе.
         Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. В подтверждении сказанного можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв 146 графем, которые передаю 46 фонем. Так, английский алфавит представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, в силу различий существующих между алфавитами этих двух языков. Поэтому при изучении алфавита необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает в английском языке.
         Приступая к чтению, учащиеся должны знать все буквы алфавита, уметь их называть, сказать какой звук можно передать этой буквой, привести примеры слов, в которых должна встретиться эта буква. Они должны уметь писать все буквы алфавита, используя для этого полупечатный шрифт, что облегчает чтение. В методике известны два подхода к обучению чтению:
         1. Синтетический: от буквы к слову, а затем к тексту;
         2. Аналитический: от текста к слову, из которого затем вычленяются буквы.

         В дальнейшем речь пойдет о методе синтетического подхода к обучению чтению, ибо именно он был использован при обучении чтению. При этом особое внимание было уделено использованию предваряющего фонетического этапа, который реализовался до обучения осознанному чтению слова. Использование фонетического метода в обучении чтению подвергается критике, так как в английском языке нельзя установить четкие и последовательные соответствия междузвуками и графическими символами. Тем не менее, высказывания видных методистов нельзя не принять во внимание. Например, Г. Дайк считает, что «алфавит представляет собой систему символов для графического изображения звуков, а эти звуки записываются в том порядке, как они произносятся. Печатные же слова являются звуковой таблицей. Акт чтения - это акт перевода этих таблиц в соответствующие звуковые группы, которые несут в себя понятия предметов, явлений и чувств» (Н. Diack. In Spite of the Alphabet. London, 1995).
         А.Галлифорд пишет, что «первейшая цель использования фонетического метода в обучении чтению - обеспечить, чтобы ребенок узнавал фонетические закономерности в звучащей английской речи; во-вторых, чтобы он научился называть буквы печатного слова; и, в-третьих, сумел бы соотнести эти буквы с соответствующими звуками». (K.Gulliford. Backwardness and Educational Failure. N.F.E.R. London, 1968). В настоящее время все больше и больше учителей приходят к выводу о необходимости использования фонетических ключей, картинной и контекстуальной наглядности для развития умений и навыков осознанного чтения.
         Целью данной работы является систематизация упражнений, которые можно использовать при обучении чтению на раннем этапе обучения иностранным языком. Автор не претендует на полноеосвещение этой проблемы, а показывает, какие из них были использованы в работе по обучению чтению детей.
         Опыт работы с малышами показывает, что как бы интересно и занимательно не был построен урок, у детей время от времени возникает вопрос: «А когда мы будем учить буквы? А когда мы будем читать?». Не секрет, что многие дети еще до школы умеют довольно бегло читать по-русски, и чтение для них уже является не просто чисто механическим воспроизведением звукового образа слова, а источником информации, что является конечной целью и при обучении чтению на иностранном языке. Очень важно как можно скорее воспользоваться этой тягой к чтению, а начни учитель читать позднее, и результаты будут гораздо хуже - интерес ослаб, появились другие желания. Работу по обучению чтению начали с изучения букв, которые пришли к нам все сразу на первый урок, и принесли с собой песенку. Песенка очень простая, исполняется она на мотив детской песенки «В лесу родилась елочка», но детям она понравилась, и потом уже в конце изучения букв алфавита, они с удовольствием ее пели. Дети младшего школьного возраста любят играть, поэтому все занятия старались построить в игровой форме, чтобы этот этап деятельности не превратился в скучное механическое зазубривание последовательности букв. В начале изучения не требовала от детей запоминания букв по порядку, потому что считаю, что ребенок должен узнавать ее, это важнее, чем знать ее четкое место в алфавите. На практике часто убеждаешься, что ребенок может рассказать весь алфавит от начала до конца как хорошо выученное стихотворение, но не может узнать букву в слове при чтении. Позднее в процессе обучения, играя с этими буквами, они всё хорошо запомнили.
         Для ознакомления с алфавитом, были заготовлены красочные карточки с изображением буквы и рисунком. На карточке был нарисован предмет или животное, название которых в английском языке начинается с этой буквы. На каждом уроке дети знакомились с 2-3 буквами. Хотелось бы привести несколько упражнений, которые используются при знакомстве с алфавитом.
        1. Назови букву.
         Учитель показывает карточки с буквами, а ученики по очереди их называют.
        2. Помоги букве.
        Ребята, злой волшебник заколдовал наши буквы и спрятал их в мешок, помогите им выбраться. Дети подходят к учителю, вынимают букву из мешочка и называют её.
        3. Кто быстрей.
         Дети делятся на две команды, побеждает та команда, которая правильно назвала все буквы.
        4. Какая буква исчезла?
         Учитель устанавливает на доске буквы, дети повторяют за ним, затем учитель просит закрыть глаза и прячет одну-две буквы. Дети должны отгадать какие буквы исчезли.
        5. Назови букву правильно.
         Ребята, сегодня у нас с вами гость, пришел Незнайка. Он мне сказал, что тоже знает буквы английского алфавита. Давайте проверим его. Учитель или ученик исполняет роль Незнайки, который перечисляет буквы, называя некоторые правильно. Дети должны исправить допущенную ошибку.
        6. «Великий хвастун».
         А кто у нас сегодня самый большой хвастунишка? Кто назовет все буквы, которые лежат на столе? Назвавшему все буквы правильно, вручалась медаль, где было написано «GREAT BOASTER».
        7. Найди букву на лужайке.
         Из цветной бумаги вырезаются цветы, в середину цветка наклеивается буква. По заданию учителя дети должны найти букву.
        8. Поставь буквы по порядку.
         Очень часто на уроки приходит Мистер Ломастер. Детям очень нравится играть в эту игру. Учитель на доске устанавливает буквы в алфавитном порядке, а затем просит детей закрыть глаза. Мистер Ломастер, которым может быть и учитель и ученик, нарушает этот порядок, переставляя буквы. Задача детей состоит в том, чтобы восстановить последовательность букв.

Продолжение здесь

1 2 3

Copyright 2010, Dimitrovgrad. Последнее обновление - 12.09.16.


Hosted by uCoz