В дальнейшем можно предложить более сложные упражнения, такие как:
1. Учитель произносит только начало знакомого учащимся слова. Например,
it «begins with «d»», дети должны назвать этот слово.
2. Учитель читает в слух семь слов, шесть из которых начинается с одной и той же буквы. Учащиеся должны определить, какое слово является «чужим».
Например: kitten, kite, kangaroo, kettle, lorry, kitchen, kid.
3. Учитель читает вслух шесть слов, пять из которых имеют один и тот же звук. Учащиеся должны определить, какое слово является «чужим».
Например: that, than, father, mother, zebra, brother.
Чтение и письмо - это два вида деятельности, которые тесно связаны друг с другом, поэтому мы не только изучали буквы, но и знакомились с их написанием. Ниже приводятся упражнения, которые помогают дальнейшему закреплению алфавита:
1. Мальчик купил несколько воздушных шариков, на которых нарисованы буквы, но некоторые из них лопнули. Интересно, какие буквы были на них? В данном упражнении необходимо мелом обвести шарик и букву внутри его.
|
2. Злой Колдун заколдовал буквы и превратил их в невидимок, расколдуй их
3. Все малышки превратились в невидимок, помоги заглавными буквами найти их.
4. Помогите парашютисту приземлиться. В данном упражнении дети соединяют линией
заглавную букву с маленькой.
5. С какой сосульки упала капелька?
6. Пусть буквы возьмутся «за ручки». В данном упражнении надо соединить заглавные буквы с маленькими.
7. Подпиши к заглавной маленькую, а к маленькой заглавную букву.
8. Буквы отправились гулять в лес, но когда они пришли на полянку, то некоторых не оказалось. Подпиши, какие буквы спрятались. На доскеучитель напишет несколько букв, а дети дописывают отсутствующие. Например, дети изучили первые десять букв. Учитель напишет на доске шесть, а остальные дописывают дети.
9. Однажды наши заглавные буквы отправились на прогулку с малышами. Малыши очень любили играть в прятки. Некоторые так хорошо спрятались, что заглавные буквы не могут их отыскать. Помогите им. (Учитель выписывает на доске все изученные заглавные буквы и несколько маленьких. Задача детей состоит в том, чтобы подписывать недостающие буквы.)
Конечно, это далеко не все упражнения, которые можно использовать на уроке и каждый учитель имеет в своем багаже свои собственные, продуманные и проверенные практикой формы работы при изучении алфавита.
А вот, сейчас, когда учитель уверен, что дети хорошо знают «имена» букв, мы начинаем знакомиться со звуками. И опять на помощь приходит игра - сказка:
«Однажды буквы отправились в поход, но они были очень неопытными и не знали, как готовиться к походу, что с собой взять, как одеваться. Одни взяли с собой много вещей, другие надели модные туфли. «Я самая сильная», сказала буква «Н» и взяла с собой два рюкзака. «Я самая модная», сказала буква «G» и надела красивые туфли. Буква «D» взяла с собой барабан, чтобы было веселее. Шли они шли, день был жаркий, первой устала буква «G», ведь это она была в модных туфельках, она очень сильно натерла ножки и начала плакать [g], [g]. Таким образом, буква «G» превращается у нас в плаксу и дети запоминают звуковой образ буквы. Буква «Н», которая хвасталась, что она самая сильная, только вздыхала, да так, чтобы никто не слышал [h-h-h]. Буква «С» кряхтела как старушка [k-k-k] буква «F» фыркала как ежик от жары, и только буква «D» весело шагала, стуча в барабан [d-d-d].
Подобные сказки-легенды можно придумать для каждой буквы и дети в этом охотно помогают, и сами пытаются придумать свою сказку. Так, например, буква «X» очень любит кошек, всегда с ними играет и разговаривает [ks-ks], а буква «R» часто сердится и поэтому рычит [r-r-г]. На этом этапе нужно добиться того,чтобы ребята прочно усвоили, какой звук передает каждая буква. Здесь можно выполнять следующие упражнения:
1. Учитель показывает букву и называет ее «имя». Дети называют звук.
2. Учитель называет звук, дети называют «имя» буквы.
3. Учитель произносит звук, дети пишут букву.
Переход к чтению не вызывает особого труда у детей, когда они уже наигрались в буквы и звуки. И мы опять сочиняем сказку. Буквы любили играть в догонялки. Однажды буквы В, А, К, Е решили побегать. Буква «Е» была самая хитрая, она то знала, что бегать лучше молча, поэтому она и бежала первой. Буква «К» быстро устала и стала кряхтеть как старушка, буква «А» кричала: «Эй, подождите меня!», а буква «В», которой тяжело было нести два животика бубнила [Ь-b-b]. Дети принимают в этом активное участие, потому что уже знают, как называются буквы, как они умеют звучать. В результате они легко прочитывают слово: ВАКЕ, а потом им предлагается «дорожка», то есть прочесть слова по аналогии с первым:
ВАКЕ, DATE, TAKE, GATE, etc.
Таким образом, можно, не говоря, о правилах чтения гласных в открытом слоге (которое они быстро запоминают и могут ответить без запинки, но при этом не прочитать слова), познакомить ребят с чтением этих гласных. Ребята охотно читают эти «дорожки», если чтение сопровождать какими-либо легендами, сказками.
1. Помоги Зайке забраться на горку, где растет капустка. На доске учитель изображает горку с помощью слов. Дети должны забраться на нее, но при этом не сделать ошибок при чтении. Если ребенок ошибается, то начинает читать другой, а этот ждет своей второй попытки. Здесь надо быть очень осторожным, чтобы не обидеть допустившего ошибку, чтобы он не потерял веру в свои возможности. На доске надо оформить это упражнение красочно, на вершинке горки должна быть картинка с капустой или на магнитах можно сделать аппликацию, прикрепив кочешки капусты. Внизу горки действительно пусть сидит зайка. Если ребенок подойдет к доске и рукой еще будет помогать зайке, передвигая его вверх по словам, то это надо только приветствовать
|
2. Кто быстрее скатится с горки на санках.
Доска, это, конечно, ограниченное пространство, и трудно использовать много упражнений, поэтому лучше для учителя иметь карточки, тем более что уровень техники высок и можно обеспечить несколько экземпляров, как раздаточный материал.
3. Мы - скалолазы.
Таким же образом, вводя детей в сказочные образы букв, можно научить читать сочетания. Например: «Однажды братец «О» остался дома один. Скучно ему было, и он пригласил к себе своего двоюродного братца «О». Вдвоем они придумали игру «Паровозик». Уцепились они друг за друга и ходят, гудя по комнате: [и] [и:], [и] [и:].
Продолжение (см. здесь)
1
2
3